Недопонимание в бизнесе это выливается в споры между предпринимателями. В дальнейшем конфликты переходят в судебную плоскость. Решить дело миром, до суда без судебных издержек и потери времени вполне возможно, хотя достаточно сложно. Более того в отношении отдельных категорий споров существует обязательный порядок внесудебного предъявления потерпевшей стороной в адрес нарушителя претензии. Лишь если это условие было соблюдено, потерпевший предприниматель вправе обратиться в арбитраж.

Претензия – письменное требование к должнику о добровольном урегулировании спора, связанного с нарушением имущественных прав и интересов потерпевшего предпринимателя. Оппоненты могут примириться до суда, все зависит от желания сторон пойти на компромисс. При этом претензия и ответ на нее позволят суду определиться с перечнем принципиальных разногласий сторон.

Если нарушитель договора проигнорировал претензию или же в грубой форме отказался удовлетворить законное требование, то суд скорее всего встанет на сторону истца. Однако вынесение положительного вердикта в пользу истца еще не гарантирует компенсационной выплаты. Судебное разрешение конфликта процесс не быстрый, а взыскание компенсации потребует дополнительных затрат времени и средств.

Оппонент ко времени вступления решения суда в силу может прекратить коммерческую деятельность, а активы передать в собственность третьих лиц. Поэтому судебное разбирательство – это крайний вариант разрешения споров, нужно договариваться – это сэкономит время и деньги обоих сторон конфликта.

Подключение на стадии досудебной попытки примирения сторон квалифицированного юриста увеличивает шансы на благоприятное разрешение спора. Специалист подскажет какие именно нужно привести аргументы в пользу позиций своего клиента, укажет на слабые стороны оппонента, обеспечит соблюдение всех формальностей обязательного досудебного урегулирования спора. Владение вопросом, знанием всех тонкостей рассмотрения споров в судебных инстанциях и умение работать в ней дает профессионалу значительное преимущество в сравнении с неподготовленным человеком или даже непрофильным юристом. В случае суда у юриста будет четкая стратегия защиты интересов клиента, подкрепленная соответствующей доказательной базой.

Глубокий анализ ситуации и выработка предложений по преодолению разногласий приводит к разрешению 50-70% споров до перехода дела в суд. В ходе переговоров стороны переосмысливают свои требования, снижая их и идя на некоторые уступки для достижения компромисса. Вмешательство юристов снимает эмоциональную окраску конфликта и направляет дело в цивилизованное русло. Если же дело выносится в суд, то спор хозяйствующих субъектов непременно сказывается на бизнесе обоих. Скандалы отпугивают клиентов, могут уйти даже постоянные партнеры. Это еще один аргумент в пользу досудебного урегулирования споров.

Последовательность действий юриста на стадии досудебного урегулирования споров.
Правовой анализ ситуации, приведшей к возникновению конфликта.
Предоставление юридической консультации для предпринимателей.
Изучение и при необходимости правовая экспертиза имеющейся документации (договоров, актов, накладных, деловых писем и др.).
Ведение переговоров с контрагентами и партнерами, представителями государственных органов, вовлеченными в конфликт.
Выработка оптимального решения спора, удовлетворяющего интересы обеих сторон.
Подготовка документации, закрепляющей достигнутое соглашение (дополнения к ранее заключенным договорам).
При необходимости досудебное урегулирование спора на стадии подготовительного судопроизводства через прямые переговоры с оппонентами.
___________________________
Адвокат МГКА «Кушнарёв, Никитин и партнёры»
Бухина О.Н.